DataLife Engine > Публикации > Русская Cвеча пред Небесным Престолом Славы

Русская Cвеча пред Небесным Престолом Славы


14-06-2016, 22:47. Разместил: Александр

Православные Чтения

Русская Cвеча пред Небесным Престолом Славы

 

Четырнадцатые Николаевские Чтения, посвященные Светлой памяти незабвенного Батюшки Николая (Гурьянова),

прошли в Москве 22 мая 2016 года

 

(Статья участника Чтений поэта и журналиста Людмилы Скатовой)

 

 

 

Фото – 22 мая 2016 год. XIVНиколаевские Чтения.

Образ Святителя Николая Чудотворца и Житийная Икона Старца Николая


 

Старца Николая (Гурьянова) еще при жизни называли «Воскресшим Серафимом Саровским».

Повествуя о нашем времени, как о периоде, которому уже не свойственно обилие духовных яств, то великолепие и благоухание, которыми была исполнена и овеяна жизнь прежних христиан, архимандрит Лазарь в книге «О тайных недугах души» приводит слова Святителя Игнатия (Брянчанинова), сравнившего изобилие духовных благ среди древних христиан с роскошным обедом, который устроил щедрый Домовладыка своим многочисленным друзьям…

Позже он позвал к себе в дом толпу голодных нищих, которые, употребив и те малые крохи, что оставались после застолья, благодарили Его за пищу, которой до той поры не вкушали. Когда же они разошлись, продолжая славословить Милостивого Хозяина, Он сказал слугам: «Теперь уберите стол и заключите Мой чертог. Уже гостей не будет, и что можно было предложить в пищу, предложено. Все кончено!»

 


 

Святые образа, традиционно осеняющие Николаевские Чтения… Встреча с духовным наследием Батюшки Николая… Николаевская Царская Русь

 

Эту символическую встречу голодных нищих с Домовладыкою, первых и поздних православных христиан с Самим Господом, - можно сравнить с той – для кого-то единственной и навсегда оставшейся в памяти, что дал русским людям, желающим укорениться в Спасении, Старец Николай (Гурьянов). Тайнозритель судеб Божиих и человеческих, евангельский светильник с Псковского острова Талабск, осветивший мир нелицемерным – равноангельским житием, слушатель молитв ангельских и сам нередко слагавший гимны во славу Божию и Царицы Небесной, до последнего вздоха верный хранитель подвига и правды о Святых Царственных Мучениках, Царском Друге и русском пророке из самой толщи народной Г. Е. Распутине (Новых), – Ими же избранный во Духе собеседник, горько оплакивавший судьбу Императорской армии, всего бывшего, старого, русского…


Портрет Святого Царя-Великомученика Николая накануне Венчания – (живописец Леонид Беседнов. 2015 г.) и Чудотворная Икона Святого Благоверного Великомученика Цесаревича Алексия Христолюбивых Войск Казачьих Верховного Атамана – (живописец монах Григорий – Сергей Арсеньев. 2000 г.)

 

 

Прикровенно зная грядущее, в котором не только «Царь грядет!», незадолго до кончины Старец Николай предрек своим духовным чадам: «Как мне вас всех жаль… Бедные мои, драгоценные… Голод духовный вас ждет… Все исчезнет в этом мире… А я Господа попрошу, чтобы у вас был Хлебушек Духовный» (Схимонахиня Николая (Гроян). «Богоносный Старец Николай». Великолукское обозрение, № 38, от 26 сентября 2012 г.).

И вот уже в четырнадцатый раз по успении святого праведника в Москве собрались те, для кого он пообещал «добыть» этот незримый, но такой необходимый Хлебушек Духовный, что в руке невесом, но духом ощущаем, потому как, только им напитавшись, радуется он о Бозе Спасе, благодарит Его за это безценное яство. Да, собрались верные духовные чада и почитатели Батюшки, кого, может быть, он вымолил и исцелил, защитил от всякого зла, лишь единожды помазав елеем духовным – Иерусалимским маслицем, извлекаемым из флакона при помощи обычной разогнутой канцелярской скрепки!..

Две такие положенные крест-накрест тоненькие скрепочки – скрепы духовные, в прозрачной коробочке, участники XIVПравославных чтений «Николаевская Царская Русь» и на этот раз могли видеть на специальном столике в актовом зале Всероссийского института легких сплавов (ВИЛС, Москва) среди других дорогих сердцу святынь, некогда – вещей, принадлежавших иноку – иеромонаху – тайному и смиренному Епископу эпохи гонений на Церковь в схиме Нектарию – Старцу Николаю (Гурьянову), которого с 1958 года на псковской земле внешне знали (так по епархиальным документам) как митрофорного протоиерея.

 

Монашеский путь праведного Старца

(фотодокументы, переданные отцом Николаем

верной келейнице схимонахине Николае, представленные на Чтениях)

  

  Смиренный инок Николай, монах Почаевской Лавры. 1924 год

 

 Иеромонах Николай (тайный Епископ Нектарий). Вильнюсский Свято-Духов монастырь. 1943 г. Церковь Сошествия Святаго Духа. Правый придел Иоанна Богослова

  

 

Отец Николай на молитве в монашеской мантии у Образа Царицы Небесной, написанного самим Батюшкой, «Взыскание погибших»…Эта фотография обличает ложные мифы, утверждающие, что якобы отец Николай «не дерзал постригаться, потому что его мантия, приготовленная для пострига, сгорела во время пожара в Риге в результате бомбардировки»… Мантия великого Старца никогда не сгорала и покрывает Любовию весь наш грешный мир, попаляя неверие «внешних» христиан

  

  


Иеромонах Николай – тайный Епископ Нектарий. Свято-Духов Вильнюсский монастырь. 1942 г. (на фото сверху – Батюшка слева, на фото снизу – Батюшка справа)

  

 

Фотодокумент, свидетельствующий о епископском сане отца Николая. Тайный Архиерей Нектарий – а рядом с ним два иподиакона Митрополита Сергия (Воскресенского) Экзарха Прибалтики. Фото сделано по благословению Митрополита Сергия (во время немецкой оккупации) для свидетельства епископской хиротонии отца Николая. г. Вильнюс. Свято-Духов мужской монастырь -1943 г. На свободе в Русской Церкви оставалось только четыре архиерея. Церковь тайно поставляла епископов для сохранения Апостольской преемственности

 

 

Дорогой Батюшка в своей благодатной келлии на Острове Талабск с архиерейским посохом. «Я – Архиерей, - говорил он. – Архиерейство мое давнее и законное. Красным оно не нравилось»… Эти слова все объясняют… Как духовник, Старец часто разрешал вопросы, предлежащие только епископу.

 

  

Но о том, насколько сокрыто, непостижимо обычному человеческому уму и прикровенно было житие праведника, можно судить, глядя на Батюшкину, епископскую, панагию, его монашеский пояс, четки, Великую схиму, которую одно время хранил у себя в келлии псково-печерский Старец Симеон (Желнин), старорусский поморский крест киотный (родовая святыня семьи Старца Николая), помянник, куда рукою Батюшки вписана для церковного поминовения вся Семья Умученного Самодержца России Николая IIзадолго до канонизации, а, кроме того, - удивительные альбомы с фотографиями, сделанными Старцем Николаем в Вильнюсе, Пскове, Ленинграде, Париже…

  

  

 

Епископская панагия отца Николая «Знамение», митра и Литургические воздух и покровцы, на которых тайный епископ Нектарий служил во время гонений

 

При этом – явно благоухающие сиренью и жасмином старенький Батюшкин подрясник, его же фелонь, епитрахиль, поручи и митра. Даже его посох, на который он иногда опирался и которым отгонял от некоторых паломников видимых лишь ему духов злобы поднебесной, и тот тонко благоухал.

  

  Чудотворный посох-палочка незабвенного Батюшки Николая у его Иконы

  

Нескончаемым потоком шли приложиться к этим святыням верующие. Склоняясь, мысленно просили отца Николая помочь, утешить, исцелить, разрешить нестроения и недоумения, наставить на путь истины заблудших детей и непутевых сродников.

  

  

А еще просили за Церковь Русскую – избавить Ее от пагубного влияния латинян, уберечь наших пастырей от вхождения в духовные диалоги с католическими первоиерархами, остановить попытки подмены канонического текста «Символа Веры», по слову Тертуллиана, «правила, Христом установленного, высшего для нас всяких недоумений», ибо его «Христова Церковь хранит изначала, по преданию от Самого Господа, через Апостолов, из поколения в поколение».

Благодаря тому, что все эти Батюшкины благодатные Святыни, над коими его дух пребывает, сохранила свидетель его восхождения по Небесной Лествице, его келейница с 1990 г. и духовная дочь, схимонахиня Николая (Гроян), наделенная от Господа даром высокодуховного слова, мы ежегодно можем приобщаться к таинству бытия одного из великих подвижников и чудотворцев XX века.

В эти благостные дни, когда Православная Россия молитвенно вспоминала день рождения Императора Всероссийского Николая II(19 мая), память Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских (22 мая) и день рождения Праведного отца Николая (24 мая), слова Старца, записанные несколько лет назад, звучали подобно откровению: «У нас в Церкви все есть, - говорил Батюшка. – Православию он [экуменизм] не нужен. Если католики и лютеране, да и все остальные – оставят свои заблуждения, отрекутся от своих неправд и примут Христа Распятого и все наше Православие, - мы их примем, и порадуемся за их обращение в Правую Веру… Но мы никогда не примем их еретическое учение! Оно не спасительно и ведет в погибель. Как соединить их ложное заблуждение с нашей Православной Истиной?! Это… великий грех пред Господом!» (Схимонахиня Николая (Гроян). «Жемчужины Духа», Русский Вестник, 2007).

Обезпокоенные встречей Патриарха Кирилла и Папы Франциска в Гаване верующие до сих пор продолжают недоумевать над резким креном внешней политики РПЦ, явно направленной на сближение с римо-католиками. Поэтому соборно молились у икон и после Пасхальных стихир пели Акафист Праведному Старцу Николаю, в Земле Русской просиявшему, а также «Братский гимн» Е. Миллер, в котором есть такие слова:


 

В прежнее время порой надвигалось

Грозно латинство на нас.

Тайно и явно оно добивалось

Русь уничтожить не раз.

Много боролся за Веру Святую

Наш Православный Народ.

Эту глухую борьбу вековую

Он и доныне ведет.  

 

Со словом о незабвенной памяти духовном отце Старце Николае (Гурьянове), о том, каким его знала и помнит, выступила его духовная дочь, член Союза писателей, переводчик русской классической литературы на португальский язык схимонахиня Николая (Гроян).

- Я не устану повторять, - говорила матушка, - что наш Батюшка – великий святой, отдавший свою жизнь за Россию. Он был подобен Русской Свече, зажженной пред Небесным Престолом Славы. Как светло помнят о нем люди: «Столп Русского Старчества»… Он был как Апостол, только в наше время, поэтому для псковичей была великая честь и благословение иметь своего заступника. Его тихая молитва доходила до Неба… Соприкосновение Старца Николая с Горним Миром было постоянным и реальным, он зрел угодников Божиих и Ангельский Мир, как мы видим друг друга… Батюшка часто сподоблялся благодатных посещений Преподобного Серафима, Святителя Николая, Святого Царя-Мученика Николая, Царицы-Мученицы Александры, Цесаревича Алексия… В наше безбожное время, время «пластмассового православия», служение Старца – это служение пророка. Он зрел сердце человека и не желал его гибели. В его поступках не было человеческой дерзости, лишь ревность по Правде, не взиравшая на должности и звания. Недаром псковская юродивая Анастасия Струлицкая сказала о нем: «Как Моисей среди развратного народа сей праведник томится душой».

  

 

Вспоминая все заповеданное Старцем Николаем, все то, что он завещал нам беречь и хранить в Вечности, то есть – Веру Православную, верность идеалам Святой Руси, молитвенно почитать Святых Царственных Мучеников, но не признавать подложные «екатеринбургские кости» за Их, уничтоженные, останки, матушка горестно заметила:

- Если мы не перестанем глумиться над памятью последнего Русского Царя, не прекратим кощунственные «изыскания» в Царской усыпальнице Петропавловского собора, нас ждут великие скорби. Стоит заметить, что в день, когда была вскрыта гробница Государя Александра III, Царя-Миротворца, и у Венценосца была отъята глава, в Петербурге началось наводнение… Старец Николай говорил, что и за убийство Григория Ефимовича Распутина, и за лишение жизни Государя, Россия несет епитимию, тяжкий Крест – около 60 миллионов загубленных душ только во время Отечественной войны 1941-1945 годов!..

- И все же, - с надеждой продолжала матушка, - когда правители СССР прекратили гонения на Церковь, молившуюся за спасение нашего Отечества, в войне произошел чудесный перелом. И 56 тысяч пленных германских солдат и офицеров во главе с 19 генералами прошли по главной улице Москвы не в какой-либо другой день, а именно 4/17 июля 1944 года, в 26-ю годовщину Мученичества Святой Августейшей Семьи…

Я спросила Батюшку Николая: «В чем сила молитвы Государя?» - «В смиренной вере в Господа и в любви к врагам». – Не за эту ли веру Сын Божий обещал наследие Царства Небесного?.. И сегодня мы снова и снова размышляем о последнем напоминании Святого Царя из заключения: «Зло, которое в мире, будет еще сильней, но не зло победит, а Любовь». Это изречение перекликается с Батюшкиным: «Не теряйте Пасхальную Радость!»

  

В XIV православных чтениях «Николаевская Царская Русь» также приняли участие заслуженная артистка России Галина Шумилкина;

 

 

член-корреспондент Российской академии живописи, мастер лирико-драматического пейзажа Олег Молчанов, чьими усилиями в Костроме, на подъезде к Ипатьевскому монастырю установлена покаянная часовня «Царская Голгофа»;

 

  

Олег Иванович Молчанов, русский художник, скульптор, писатель, искренний царепочитатель и хранитель древнерусских традиций поэт Николая Боголюбов; председатель Фонда Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (Максимовича) Игорь Камшилин; народный артист России, певец и композитор Геннадий Пономарев; поэт и публицист Людмила Скатова, выступившая со словом «Старец Николай и Мир Горний»; кобзарь и лирник с Украины, лауреат многих международных конкурсов Василий Жданкин с дочерью Анастасией.

 

 

  

Благодатный вечер начинался с помазания присутствующих святым маслом, привезенным рабом Божиим Геннадием Рязанским из итальянского Бар-Града от благоуханных мощей Святителя Николая. И это знаменательно…

А в финале появилось явственное и стойкое ощущение того, что на вечере присутствует и сам Старец Николай. И иконы с изображением его лика казались теплыми и живыми. К ним все шли и шли люди, чтобы благоговейно приложиться с верою и надеждою, чтобы поистине направить свой путь к «Горе Святой, ко Граду Божью». Подальше от лжеучителей.

  

В предисловии к новой книге «Отче любви» (это, по сути, житие Старца) схимонахиня Николая подметила отличие подхода историка от подхода агиографа. «Общеизвестно: историк занимается описанием жизни, биографии, а агиограф – агиографией, то есть описанием Святости. И мы пытаемся говорить о Святом… О том, как Святость побеждает время, а, значит, и временную земную историю». А еще автор вспоминала, что Старец напутствовал ее вообще писать о святых «вживую». Но, кроме чудесных – живых книг, есть чудесные – живые вечера Духа и Памяти, где звучит и спасает всех нас заповеданное Старцем Николаем «Слово Жизни».

Как свидетельствовал Старец архимандрит Кирилл (Павлов): «В наши последние времена Старец Николай – светильник, подобный Серафиму Саровскому. Святой, несомненно, святой жизни человек».


Людмила СКАТОВА

Москва – Великие Луки, июнь 2016

 


Вернуться назад