DataLife Engine > Публикации > Статья Людмилы Скатовой посвященное девятым чтениям

Статья Людмилы Скатовой посвященное девятым чтениям


27-06-2011, 10:47. Разместил: Александр

СВЕТ НЕВЕЧЕРНИИ

ВЕЛИКОЛУКСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ

СРЕДА, 1 июня 2011 года №21 (205)

НИКОЛАЕВСКАЯ РУСЬ

 

Эти майские дни дороги всем русским людям еще и тем, что 19 мая мы молитвенно почитаем день рождения Государя Мученика Николая II, а 22-го -перенесение чудотворных мощей Святителя Николая из Мир Ли-кийских в итальянский город Бар. Старец Николай (Гурьянов), также свято чтил память своего небесного заступника и последнего в ХХ веке русского Царя-Искупителя Николая Александровича, призывая всех верных обращаться в своих прошениях к нему и молиться о даровании русскому народу и державе нашей победы в духовной, невидимой брани, за которой непременно последует победа в битве с врагом вполне уже видимым и осознанным.

Православные чтения «Николаевская Русь», как и прежде, почтили своим вниманием все те, кому дорога память Батюшки Николая, для кого она неубываема. А посему перед их началом к светоносным иконам, которыми был украшен зал, к вещам Батюшки - его епитрахили, помнившей немало слез кающихся, к его священнической фелони и сейчас коленопреклоненно припадали русские люди из Москвы и Сер-гиева Посада, Владивостока и Воронежа, Саратова и Брянска, Винницы и Великих Лук. Откуда их только не было! А как трогательно было увидеть синодик Старца Николая, где на одной из страниц можно было прочитать: Государь Николай, Государыня Александра, Цесаревич Алексий. Батюшка поминал во время каждой литургии эти святые кроткие имена, а также нередко и во Духе, по свидетельству его духовной дочери - схимонахини Николаи (Гроян), беседовал с ними, после чего преображался ликом.

В редкостной книге «Жемчужины Духа», написанной матушкой, есть удивительные воспоминания: «Благословенный отец часто сподоблялся явления святых, но он почти никогда не

говорил об этом, не повествовал. Просто упоминал - по духовной необходимости. <...> для Славы Божи-ей и духовной пользы других. Наверное, можно сказать, что святые не просто являлись ему, а он, в те годы, когда Господь сотворил милость и дозволил быть рядом со Старцем, пребывал в Небесном Иерусалиме.

Временами в келлии благоухало святостью. Во время молитвы, на общем кел-лейном правиле, он всегда стоял на своем, постоянном, месте - во внешней келлии, подле своего стульчика, у стола пред святыми образами. Глаза вверх сильно не подымал, но все его естество излучало пребывание Там, Дома и отсутствие здесь - на земном послушании. Небесную сосредоточенность.

<...> Даже если говорил или очень внимательно слушал человека, он молился, и молитвенное обращение к Богу будто бы приподнимало его от земли. А иногда он просто парил над ней, не касаясь стопами. <.> Обувоч-ка его никогда не стаптывалась. Она «крепенькая», как говорил благодатный Старец. И еще говорил: «Я - воздушный: ничего не вешу. И не стою».

Более 40 лет служил Старец Николай - Нектарий Русский на острове Талабск, что на Псково-Чудском озере, Господу и Царице Небесной, молитвенно врачуя душевные и телесные язвы всей страждущей постцарской России.

Среди икон, украсивших зал «солидного» института, особо выделялась «Благословенно Царство», где в завещанном Небесном единении, Небесном, благоуханном строю предстоят и Государь Иоанн Васильевич Грозный (в схиме Иона), и Государь Николай Александрович, и Наследник Русского престола

Цесаревич Алексий - все умученные христоненавистниками, и Батюшка Николай - Их сомолит-венник. Этот образ в какой-то момент чтений чудесно замирото-чил, наполняя сердца еще большей Верой, Надеждой и. Любовью к нашему Отечеству. Участники то и дело посматривали туда, где над батюшкиными реликвиями висели знамена: золотое - царское, морской Андреевский флаг и так называемое, генерала Я. П. Бакланова победное знамя, закрепленное в Первую мировую войну за 17-м казачьим полком. На черном поле полотнища изображена Адамова голова - череп и скрещенные кости под нею (символ бесстрашия перед смертью), а по краям полотнища слова из «Символа Веры»: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь». Вышитое монахинями Новочеркасского монастыря, это знамя и сегодня остается сакральным знаком и обещанием грядущей русской победы.

Открыл IX Николаевские чтения, как всегда, отец Виктор 

Шишкин, бывший настоятель храма Святителя Николая в Ста-ро-Ваганьково, и слово его было посвящено Живоначальной Троице - Хранительнице Святой Руси («воззрением на Нее побеждался страх ненавистной розни мира сего»).

Схимонахиня Николая, в свою очередь, подчеркивая значимость чтений, сказала:

- Они посвящены светлой памяти духо-носного Старца Николая и всей Царской Руси. Блаженная Матрона Московская говорила: «Цепляйтесь

за мою пяточку, и спасетесь!..» Так, и мы сегодня.. Ухватимся за эти дорогие сердцу святыни, принадлежавшие дорогому Батюшке, и тоже будем спасаться. Все для его прославления на земле уже готово. Последнее слово - за Господом».

О том, как Старец Николай в последние годы жизни устремлялся в Небесный Иерусалим, матушка рассказывала с особенным трепетом: «Батюшка так и говорил: «А мы там уже Пасху пропели». Это - в Великую Пятницу на Страстной неделе. Или: «У нас в России всегда Пасха. Крестная Пасха. Когда же Домой?». А «Домой» у старцев, объясняет матушка Николая, это значит, путь к Небу, к Отцу Небесному.

- Знаете, - говорил Старец, - у меня и Там целый Остров.

Возле келлии Старца, по свидетельству матушки Николаи, не только разливалось благоухание, но и слышалось ангельское пенье. Однажды, по молитвам Батюшки, услышала его и она, его келейница.

В тот день в Николаевских чтениях приняли участие дьякон Евгений Семенов (Московская Патриархия) - его выступление было обращено к памяти царского генерала Я. П. Бакланова; капитан II ранга О. Д. Грехов (Царское Село), который рассказал, как моряки отстаивали право на царскую память в Его же, Царя Николая, резиденции в Александровском дворце, где недавно еще размещалось морское ведомство; автор этих строк, посвятившая свое сообщение сакральному знакомству Старца Николая (Гурьянова) и русского православного поэта А. А. Ахмато-вой;схимонахиня Николая (Гро-ян), говорившая о тайном мона-

шестве в миру Анны Ахматовой; литератор из Санкт-Петербурга, член Союза писателей России Елена Васильева и другие.

С прекрасными песнопениями выступила заслуженная артистка России, автор передачи на РТВ «В низенькой светелке» Галина Шу-милкина. Свое певческое мастерство явили ее ученицы - участницы детского ансамбля «Голосок России» из Можайска и ансамбль «Орнамент», в сопровождении которого Галина Шумилкина пела такие мощные по духу произведения, как Странница», «Цесаревич Алексей», «Любо, братцы, любо», «Старец Николай».

И, конечно же, заключительным было слово схимонахини Николаи, которая говорила о том, что Николаевские чтения призваны очищать от хулы имена русских людей - и Государя Мученика Николая Александровича, и опытного Старца и странника Григория (Нового), и Старца Николая - Нектария Русского, имена генералов и поэтов царского времени, оклеветанных прижизненной и посмертной молвой.

- Последним Батюшкиным «рукоделием» при жизни была фреска «Царские врата» на острове Та-лабск, - сказала матушка Николая. По его молитвам, они были с любовью расписаны. И очень жаль, что, невзирая на благословение Старца, фреска сегодня утратила прежний вид. А поскольку Церковь - живот-ворение Божие, по словам другого, еще находящегося здесь, на земле, прозорливого Старца Кирилла (Павлова), то мы не должны оставлять надежды на то, что по молитвам к дорогому Батюшке, Господь все в России управит.

В день рождения Старца Николая (Гурьянова), 24 мая, его духовные чада, объединенные Обществом ревнителей светлой памяти праведного Старца, побывали на острове Талабск, на могиле Батюшки, отслужив там панихиду, вспоминая его назидание всем нам: «Святая Русь не умирала. Она только сокрылась до времени, в силе Православия и Любви».

Людмила СКАТОВА Фото автора


Вернуться назад