01.06.2016
Старец Николaй (Гурьянов) и Мiръ Горний Слово поэта и журналиста Людмилы Скатовой, члена Союза Писателей России, на XIVНиколаевских Чтениях
Повествуя о нашем времени, как о периоде, которому уже не свойственно обилие духовных яств, то великолепие и благоухание, которыми была исполнена и овеяна жизнь прежних христиан, архимандрит Лазарь в своей книге «О тайных недугах души» приводит в подтверждение слова Епископа Игнатия (Брянчанинова), сравнившего изобилие духовных благ в среде древних христиан с роскошным обедом, который устроил богатый и щедрый Домовладыка своим многочисленным друзьям. Когда все они разошлись, то Домовладыка, увидев толпу голодных нищих, приказал слугам не убирать со стола, но предложить всё оставшееся убогим. Так и они вошли в его чертог, где уже не оставалось ни одного цельного блюда, но при этом, употребив и те малые крохи, что были на столе и даже под столом, нищие припали пред Домовладыкою и благодарили Его за пищу, которой до той поры никогда не вкушали. «Братия! При распоряжении о Моем обеде, – сказал Он, – Я не имел в виду вас, поэтому и не представил вам обеда в должном виде». Но нищие восхищенно смотрели на Него и благодарили за то, что Он не возгнушался ими, впустил в Свой чертог, спас от голодной смерти! Когда они разошлись, продолжая благодарить и славить Милостивого Хозяина, Он сказал слугам: «Теперь уберите стол и заключите Мой чертог. Уже гостей не будет, и что можно было предложить в пищу, предложено. Все кончено!» (Еп. Игнатий (Брянчанинов). Приношение современному монашеству. Т. 5. Заключение). Эту символическую встречу голодных нищих с Домовладыкою, первых и более поздних христиан с Самим Господом, – можно сравнить с той – для кого-то единственной и навсегда оставшейся в памяти, что дал русским людям, желающим укорениться в Спасении, Старец Николай (Гурьянов). Тайнозритель судеб Божиих и человеческих, евангельский светильник с псковского Острова Талабск, осветивший мир своим нелицемерным – равноангельским житием, слушатель молитв ангельских и сам нередко слагавший гимны во Славу Божию и Царицы Небесной, до последнего вздоха верный хранитель подвига и правды о Святых Царственных Мучениках, Царском Друге и русском пророке Г. Е. Распутине (Новом) – Ими избранный собеседник, горько оплакивавший судьбу Императорской Армии, всего бывшего, старого, русского…
Недаром же, Промыслительно зная Грядущее, в котором не только «Царь Грядет!», - незадолго до кончины Старец Николай предрек своим духовным чадам: «Как мне вас всех жаль… Бедные мои, драгоценные. Помоги вам всем Господи! Голод духовный вас ждет. Вот я Бога прошу, чтобы вы утешали друг друга, жалели и любили. Это самое главное для спасения. Здесь ведь все временное, непостоянное, и радости, и скорби… Все исчезнет в этом мире… А я Господа попрошу, чтобы у вас был Хлебушек Духовный» (Схимон. Николая (Гроян). Богоносный Старец Николай. Великолукское обозрение, № 38, от 26 сент. 2012 г.).
Батюшка Николай с верной келейницей матушкой Николаей молились у Царской Фрески и Часовни Анастасии-Мученицы 8 июня 2002 года
Батюшка пламенно молился у Царской Арки перед фресками Царственных Святых и Человека Божия Григория (Распутина-Нового) 8 июня 2002 года. В этот день он в последний раз прошел своими стопами по земле, благословил ту «земельку, в которую ляжет». Благословил даже маленькую собаку, бегавшую по кладбищу. Попрощался с родными могилками... Пел всем людям Пасху Христову... 24 августа 2002 года праведная душа святого подвижника отлетела в Царство Света и Правды, недосягаемая для злобы пустого и суетного мира... Жизнь святых прикровенна и непостижима, но рядом с ними всегда светло, ясно и благодатно, ибо им сопутствует ангельская тишина, «веяние тихого ветра, и там Господь» (3 Цар. 19. 11–12), – то, что еще называют «гласом хлада тонка». Батюшка Николай, безусловно, принадлежал к тем духоносным русским старцам, для которых при жизни Горний Мiръ был не только рядом, но проявлял себя тем истинным, хотя и невидимым Домом, где ждут их Святые, входящие с ними в общение. Размышляя о трех состояниях в молитве, преподобный Никон Оптинский особо выделял дар молитвы духовной. «Про эту молитву я ничего не могу сказать, – писал он, – здесь в человеке нет уже ничего земного. Правда, человек еще живет на земле … сидит, пьет, ест, а умом и мыслями он весь в Боге на Небесах. Некоторым даже открывались служения Ангельских Чинов. Это… молитва видения». Достигшие ее, был убежден преподобный, видят духовные предметы. Например, состояние души человеческой так, как мы видим чувственные предметы… Они смотрят уже очами духа».
Клеймо Житийной Иконы Праведного Старца Николая. Господь показывает святому подвижнику райские обители, уготованные ему за богоугодное житие
Безусловно, именно такое видение было даровано Господом за величайшее смирение и Старцу Николаю (Гурьянову). В редкостной по глубине и исповедальности книге «Жемчужины Духа», написанной духовной дочерью и келейницей Батюшки – схимонахиней Николаей (Гроян), есть свидетельство: «Подле святого Старца часто сильно ощущалось благоухание, как будто кто-то невидимый кадил рядом. Длилось оно по-разному. Иногда по нескольку минут, иногда лишь повеет –и исчезнет. Однажды благоухание было таким ароматным и явным, что я спросила Батюшку, откуда веет ладаном. Старец ответил: «Сейчас невидимо предстоит Святитель Николай – слева, и Батюшка Серафим – справа, и Ангелы кадят пред ними…»
«Соприкосновение святого Старца Николая с Горним мiромъ, – опять же свидетельствует матушка, – было постоянным и реальным, он зрел угодников Божиих и Ангельский мир, как мы видим друг друга, ибо с детства был избран Господом и Царицей Небесной… Батюшка часто сподоблялся благодатных посещений Преподобного Батюшки Серафима, Свт. Николая, Святого Царя-Мученика Николая, Царицы-Мученицы Александры, Цесаревича Алексия… Случалось, он как бы про себя говорил: «Была Евфросиния Полоцкая и Анна Кашинская… А сегодня были все четыре Евангелиста… Церковь… Приобщили меня Христовых Тайн».
Клеймо Житийной Иконы Праведного Старца Николая. Святой Царь-Великомученик Николай причащает Батюшку Николая Святых Христовых Таин
Но ведь были горние встречи и беседы в Бозе – и с Ефремом Сирином, и с преподобным Василием Новым Цареградским, и с преподобномученицей Великой княгиней Елизаветой Феодоровной Романовой, и со Старцем Григорием – именно Батюшка открыл верным, что был тот иеромонахом, «так Господь ему даровал». Имел смиренный Старец Николай и «дерзновение сыновне беседовать с Господом по причине присутствия в его сердце великой Благодати Божией». Как пишет матушка Николая, «он умом созерцал Бога и сорастворялся в сердце своем со Христом. Посему то, что говорил Старец, сразу шло от сердца к сердцу – и было всегда действенно и имело плод духовный».
Но был ведь еще и елей духовный – защита от всякого зла – Иерусалимское маслице Старца, как зримое свидетельство его незримого пребывания в Небесном Иерусалиме. Этим благоуханным и чудодейственным маслицем Батюшка «распечатывал» запечатанное звездой чело человека. Красной Звездой – этим жутким символом падшести того, кто носил в себе образ Божий, большевики-сатанисты клеймили во времена безЦарствия русских людей, начиная с отроков и кончая солдатами и офицерами, носившими на фуражках и пилотках, вместо кокарды, этот знак преисподней. Звезда была и одной из высших наград безбожного государства. Помазывая чело страждущего человека Иерусалимским маслом, Старец Николай говорил: «Я помазал вас маслицем – ничего не бойтесь». Так он разрешал русских людей от печати звезды, исцелял их души и тела. Но и по блаженном успении Батюшки, его Иерусалимскоемасло творит чудеса. Многие верующие, приезжающие на могилочку Старца Николая, берут его из лампадки от Креста – и получают исцеление от разных болезней. Вот только одно из многочисленных свидетельств. Оно принадлежит прихожанке Казанской церкви г. Великие Луки Маргарите Лузгиной: «Узнав, что моя родственница не носит крестик по причине сильного раздражения на шее, я посоветовала ей помазать проблемное место освященным от Креста на могилке Старца Николая маслицем. Придя домой, обнаружила у себя на шее точно такое же раздражение, но не растерялась и так же помазала Батюшкиным маслицем пораженное врагом место. Образовавшаяся сухая корочка на коже отпала на второй день, и в этом я увидела, конечно же, причину духовного характера, а, главное, молитвенное заступничество духоносного Старца. Прошло раздражение на коже и у моей родственницы, и теперь она уже никогда креста с себя не снимает».
Благодатная могилка незабвенного Батюшки Николая с лампадой, из которой помазуются «Иерусалимским маслицем»
За Батюшкины духовные труды, за его преданное стояние в Вере, за его огненные молитвы и благословения, которые освобождали притекающих к его скромному домику на Острове от власти демонов, обрушивались на Старца невидимые человеческому оку, но вполне ощутимые по воздействию духи злобы поднебесной. Как вспоминает в кн. «Жемчужины Духа» схимонахиня Николая: «…ночью в келлии Старца приходилось переживать разного рода страхования от врага… непонятные звуки, стуки, вздохи, стоны. Все пространство временами «кипело» невидимыми – слава Богу! – для меня сущностями… но Батюшка их всегда зрел и боролся с ними… Однажды Старец сказал: «Сатана с самого раннего детства воюет на меня – на кладбище без гроба гонит… Сколько раз бесы хотели меня умертвить!» «Бесовские нападения, – свидетельствует далее матушка Николая, – начинались сразу за полночь, в обеих келлиях – и у Батюшки, и во внешней – на кухонке. Одновременно гасли лампады… Потом вперемешку слышался гул под низким потолком: казалось, что на тебя скачет огромный табун буйволов… На полу тоже всё шуршало и шипело… Невидимые существа кидали всё подряд на пол. Однажды в меня влетела пачка с вафлями… В самые страшные моменты Батюшка ‹…› звал из своей келлии тихим голосом: «Матушка! Как ты там? Никто не мешает?»
Схимонахиня Николая на послушании у незабвенного духовного отца Батюшки Николая. 22 августа 2002 года. Отец Николай сказал матушке: «Твоя рука – моя рука. Иди на кладбище и благослови место моего будущего упокоения».
Конечно же, Старец все знал о том, что происходило в келлии его духовной дочери, но его вопросы, скорее, носили испытующий оттенок. Только пройдя через состояние духовного страхования, душа христианина получает свой безценный опыт, научается искусству духовной брани. Впрочем, по молитвам Старца Николая – этого благоуханного крина Царицы Небесной, было дано услышать его келейнице и Ангельские голоса. Во время молитвенного предстояния Батюшки из его келлии как-то полилось ни с чем не сравнимое пение… Горний Мiръ, если можно так выразиться, проявлял особое внимание, буквально нес духовное попечение о будущем Старце – Небесном Ангеле, еще в те годы, когда он был отроком.
«Меня в детстве все монахом называли, – вспоминал о том времени, проведенном в Чудских Заходах, сам Старец Николай. – А я рад, что действительно монах. Никого, кроме Господа, не знал и не искал. Ведь это награда от Господа – монашество ‹…› такая небесная радость служить Небесному Жениху… У меня своя келлия была… Иконочки везде стояли, молитвословы, книги духовные. Огромные Царские Портреты во весь рост. Однажды, когда красные бушевали, – рассказывал матушке Николае Старец, – в окно влетел снаряд и упал возле Царских Портретов, но не разорвался; вот так Царские Мученики меня с детства хранили; а я как Их любил! Даже сердце останавливалось, как только думал о Них!..» (Схимон. Николая. Царский Архиерей).
Клеймо Житийной Иконы Старца Николая. Господь держит за руку святого Отрока Николая
В Чудских Заходах, будучи мальчиком, Старец Николай собирал русских и эстонских детей, его друзей, вручал им иконки и Кресты. Вместе сооружали хоругви и шли Крестным ходом по древней Гдовской земле, молясь и прославляя величие Божие. «Мне Господь открывал спасительную силу Креста во время Крестного хода, – позже рассказывал святой праведник. – Враг так и тлел, убегал… Земля очищалась от злых духов, а святые Ангелы сопутствовали нашим молениям».
Клеймо Житийной Иконы Праведного Старца Николая. Юный Отрок Никола крестит эстонцев
Ангельское пение Старец Николай слышал всю свою жизнь. Иногда, проснувшись ночью, спешил записать неземные песнопения, проникающие в его комнатку через отверзшиеся Небеса. Садился за фисгармонию, чтобы проиграть и напеть то, что было дано услышать только ему. Ничего в нашей жизни не бывает случайным и напрасным. Господь прозревает путь каждого человека, особенно помогая тем, кто подвизается на путях земных Ему во славу. Что касается Старца Николая (Гурьянова), то его, как и Преподобного Серафима Саровского, Пресвятая Дева избрала Себе в служители с раннего детства. «Она пришла в наш дом, – вспоминал Старец, – и одарила Своею Благодатью, распростерла Свой Покров Святый и утешила благословением». Тогда же, в раннем детстве, святому праведнику явился и Сладчайший Спаситель Мира Иисус Христос и благословил его. «Всю мою жизнь, – свидетельствовал Батюшка, – я был в послушании у Господа и на всё брал у Него благословение… Я зрел Господа и беседовал с Ним, и осязал».
Когда ему было 9 лет, произошло страшное: в Екатеринбурге, в подвале дома инженера Ипатьева, специально выбранного для ритуальной жертвы, была умучена Святая Царская Семья. И Батюшка Николай, Произволением Всевышнего, был «самым маленьким тайнозрителем» случившегося. С тех пор он нес бережно и свято хоругви любви и правды о последних Государях Российских, открывая ее русским людям.
Клеймо Житийной Иконы Праведного Николая Псковоезерского. Видение во Духе святому отроку Николаю Крестных Мук Августейших Святых В Ипатьевском подвале Вот лишь некоторые из его неоспоримых свидетельств: «Страдалица Царица Александра! – Мученица на Русском Престоле! Как Она любила Россию, Господи!.. Сколько лжи и клеветы претерпело ее святое сердце!» «…У Государя была чисто русская скромность, застенчивость. Я ведь виделся с Ним… Не раз. Однажды мы беседовали с Императрицей Александрой, сидели на лавочке в моем дворике. А Государь, знаете, не хотел мешать… Стоял неподалеку, прогуливался по садику. Я Его пригласил присесть с нами, побеседовать, а Он ответил так… Скромно и просто: «Простите, Батюшка! Благословите! Я не хочу вам мешать. Вы побеседуйте с Императрицей. Она очень этого желала». (1996 г.) «Царь Николай был делателем Иисусовой Молитвы, – также открывал непреложное Старец. – … Иначе бы Он не смог выстоять. Царь умел и любил молиться, а Господь слышал и слушал Его молитву». Первое пророчество, посланное из Горнего Мiра 9-летнему Николаю Гурьянову, уже иноку, постриженному Священномучеником Митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином, было произнесено им безстрашно и прямо: «Все должны веровать в Бога и почитать Царя. Если никто не будет говорить о Боге и Царе – все умрут». Шел 1918 год… Но и сегодня это пророчество – ему скоро будет 100 лет (!), – прорвавшись сквозь десятилетия атеизма, хулы и откровенной лжи, живо, как никогда, ибо Государь-Искупитель Николай – один из величайших Святых последних времен.
В связи с этим, Старец Николай открыл своим духовным чадам и другое: «Мне-то Царская Семья родная… По духу и по крови – по линии Александры Феодоровны… Я маленький несколько раз встречался с Ними. Бывал у Них… Они приезжали на Богомолье в Михайловский Храм, в Кобылье Городище» (Схимон. Николая. Русская Свеча).
Житийная Икона Праведного Старца Николая. Августейшая Семья и святой младенец: «Царь меня благословил» - поведал Старец
Мы не дерзаем подвергнуть и малой доли сомнения все, что говорил благодатный Старец Николай, но прикровенно открытое чудесно охватывает и ум, и сердце, и так хочется постигнуть это таинственное Родство Батюшки «по духу и по крови», эту его Династическую Связь с русским военно-Царским сословием, ибо и благодаря ей тихо звучит «эхо Горнего присутствия», то, что, к примеру, ученый А. де Даннаан в книге («Memoire du sang») «Память крови» назвал «особым инструментом Божественного Промысла». Исследователь подразумевал «голубую кровь» знатной христианской расы, «которая искуплена самой Кровью Христа». О своем Царском происхождении, о связи с Романовыми через Андрея Ивановича Кобылу, литовского князя Монтвиля, служившего в войске Дмитрия Донского и давшего начало роду бояр Мотовиловых, хорошо знала духовное чадо Старца Николая – русская православная поэтесса Анна Ахматова. Хоть и признавалась загадочно в «Поэме без Героя»: «Нет другой у меня родословной, кроме солнечной и баснословной…» (т. е. как будто бы науровне древних легенд и сказаний). Что же ее роднит, кроме поиска духовных смыслов, со Старцем Николаем? Как ясно видится, название погоста Кобылье Городище Гдовского уезда именно через свою топонимику привязывает его к роду того самого Андрея Ивановича Кобылы – родоначальника Царственных Романовых, находившихся в несомненном родстве с Рюриками – Рюэргами. Гдовская земля в этом смысле их священная вотчина.
Погост Кобылье Городище. Храм Архангела Михаила, где крестили младенца Николая и где он начал свое пламенное служение Богу и Царю.
Вот что о ней поведал мой земляк и бывший конногвардеец Добровольческой армии Н. В. Волков-Муромцев, окончивший свои дни на чужбине. В воспоминаниях «От Вязьмы до Феодосии» (Всероссийская мемуарная библиотека «Юность») он пишет о том, что вскоре после революции ему довелось служить в историческом архиве в Москве под водительством престарелого Ельчанинова. И тот открыл ему однажды, что в селениях под Гдовом накануне государственного переворота 1917-го еще можно было встретить крестьян, именовавших друг друга не иначе, как князьями и княгинями. Выглядело это примерно так: «Здравствуй, князь Петр!» – приветствовала при встрече свояка селянка. «Здравствуй, княжна Марья!» – звучало ей в ответ. Оказывается, как утверждал историк Ельчанинов, под Гдовом проживали потомственные Рюриковичи, не вписанные по каким-то причинам в Великокняжеские родословцы, но помнившие, согласно семейным преданиям, о своем «солнечном» происхождении, хотя и занимавшиеся мирным крестьянским трудом. Как знать, не на это ли скромно намекал и благодатный Старец Николай, когда говорил, что Царь и Царица ему «немножко родные»?.. Оставаясь долгие годы сокровенной совестью Русской Церкви, Старец Николай (Гурьянов) открыл истину и Зарубежной, в рассеянии сущей, Церкви, о том, кто и как умучил и Царского Друга и сомолитвенника Григория Ефимовича Распутина, и всю Царскую Семью, чьи честные главы были усечены и отправлены на глумление богоборцам, и то, что прежде чем испустить дух на дне Алапаевской штольни, Великая Княгиня Елизавета Феодоровна покаялась пред Господом за участие в травле Г. Е. Распутина. Старец Николай также открыл миру, как принимал участие в сохранении чудотворного образа Царицы Небесной «Тихвинской» перед Ее исходом на чужбину, когда молился Ей в Христо-Рождественском соборе г. Риги (там он находился с марта по сентябрь 1944 г.). Именно перед этой иконой Старец в те судьбоносные дни просил о грядущем Царе на Руси… Знал он и загробную участь моряков-мучеников подводного ракетоносца «Курск»…
Клеймо Житийной Иконы. Старец Николай – тайный схиепископ Гонимой Церкви Нектарий, молится в Христо-Рождественском Соборе г. Риги у Чудотворной Царицы Небесной Тихвинской – покровительницы Царской Власти на земле, и получает откровение, что Она уходит из России и просит Ее не «держать». Вернется лишь после многих лет «опамятования» заблудшего народа
В августе 1998 г., благословясь у Господа, Батюшка ушел за штат Псковской епархии. В то время он начал затворяться от суетного мира, живущего самочинно – по своим, рукотворным законам. Как будто применил к себе сугубо свою же заповедь: «Всех люби – всех беги». Он затворился, чтобы остаться в духовном родстве и Богообщении с безконечно близким и дорогим емуГорним Мiромъ. Хотя, конечно, еще принимал нуждающихся в его благословении и совете паломников. Уединившись, говорил о сокровенном: «Это – моя тихая келлия… Моя церквочка. Здесь со мною и все мои живые, и усопшие. Она полна невидимых душ, и я духовною любовью объемлю всех… Видите, сколько их стоит, ждут нашей молитвы» (Схимон. Николая (Гроян). Царственная Птица взывает к Богу).
Все Батюшкины пророчества или разъяснения «неясных мест» из нашей прошлой истории питались Духом Святым и Им были движимы, ибо даровались через Него от Господа, поэтому и Слово Старца Николая было душеполезным, искупительным и все покрывающим. Оно было «законным», как и его архиерейство. Уже по своем успении, на 9-й день, Батюшка явился священнику Евгению, служившему в кафедральном соборе г. Иваново. Это произошло сразу же после заупокойной литургии. Святой праведник сказал: «Бери карандаш и записывай: Тропарь Праведному Николаю: глас четвертый…» Так появились и вошли в нашу жизнь самим Старцем продиктованный тропарь.
Клеймо Житийной иконы Старца. Святой праведный Николай явился священнику Евгению и продиктовал Тропарь.
Горний Мiръ, с которым был неразрывно связан Батюшка, зримо проявлял себя и тогда, когда его, после отпевания в Свято-Никольском храме на Острове, несли к кладбищу. Вот когда над его гробом видимо опустилось светлое облако Благодати. Оно исходило от честных мощей Старца Николая.
Благодатное облако над мощами незабвенного Батюшки Николая при переносе мощей из Храма на кладбище 26.08.2002
Духовный мир очень тонок, и святые угодники Божии, и приданные Господу для служения Вышние Ангелы перемещаются в этом невидимом для нас пространстве стремительно. Как написала в книге «Небесный Ангел» матушка Николая, незадолго до успения Старцу явился Архангел Гавриил: «Он меня благословил – перекрестил лилией», – открыл келейницам Старец.
Клеймо Житийной Иконы Старца. Явление Архангела Гавриила святому праведнику.
…Мне довелось побывать у него лишь на сороковинах. Редкое, незабываемое переживание! Могилу Батюшки, чье слово передавали по всей молящейся России из уст в уста, покрывали белые розы, лилии и хризантемы, символизирующие духовную и телесную чистоту Старца. Его деревянный крест тонко благоухал… И было удивительное ощущение того, что ты стоишь не среди могил, а посреди живых душ!.. Долго всматривались паломники в Царские врата, где незримо теперь предстоит наш Старец, и плакали. Скольким святой праведник чудесно помог по своем успении: избавил от неминуемой гибели, душевно укрепил, скольких исцелил своим Иерусалимскиммаслицем, уберег от непоправимого!.. Скольких направил к «Горе Святой, ко Граду Божью»!.. Подальше от лжеучителей и лжестарцев.
И этот поток чудотворений, проистекающий из Горнего Мiра, неиссякаем. Тому, как обильно мироточат с любовью написанные духовными чадами иконы благодатного Старца Николая (Гурьянова), мы были свидетелями не раз. Но ведь мироточат и его фотографии, и даже копии, сделанные с них! Именно так и было осенью 2015 г., когда одна из прихожанок великолукского Свято-Вознесенского собора – раба Божия Антонина, обнаружив, что на снимке Батюшки Николая проступили крупные капли миро, сделала несколько копий с него и подарила тем, кто почитает Старца. Вскоре этот снимок замироточил и у В. П. Ильина (причем одновременно проистекло миро и на иконе Святителя Николая), и у его друга И. В. Чернова. А это значит, что Старец возвеличен у Бога, слышит нас и укрепляет таким видимым образом, тихо и весомо. Прежде, чем что-либо предпринять, отец Николай говорил: «Поговорю с Владыкой, посоветуюсь… Ведь Владыка – Господь! – над всеми нами». Вот и современную церковную жизнь надобно исчислять по Евангельским Заветам, по заповеданному Слову таких Святых, как Старец Николай. Его ведь возглашениями, соединенными с молитвами Святых Царственных Мучеников, стоит наперекор врагам Русская Земля. Ими сегодня остановлено признание «Царскими» екатеринбургских лжеостанков.
Святой и Праведный отче Николае, моли Бога о нас!Людмила СКАТОВА, член Союза Писателей России, православный поэт и журналист Голосуем 0
0
5
Поделиться:
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!! |
Акафист
Новое на сайте
Случайно
Опрос
Верители Вы в святость Николая Гурьянова
Глобус
В контакте
|
Комментарии (1)
|
Copyrights © 2009. talabsk.ru |
Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на сайт.
Powered by 2007-2018 © talabsk.ru Все права защищены. |